Ирина Аркадьевна Алдошина, член-корреспондент РАН, автор многочисленных статей по акустике — известная личность в мире звукорежиссуры. В прошлом году Ирина Алдошина в соавторстве со своим американским коллегой Роем Приттсом написала учебник по музыкальной акустике, весьма полно освещающий самые разнообразные аспекты этой дисциплины: историю акустики, физику и восприятие звука, акустику музыкальных инструментов и речи, акустические свойства помещений, принципы построения систем записи, передачи и воспроизведения звука, обзор электронных средств создания музыки.
Все темы изложены систематично, сжато, информативно, простым языком, но, при этом, с учётом последних научных достижений в области музыкальной акустики.
К числу мелких недостатков книги, никак не принижающих её значение, можно отнести некоторые явные англицизмы в тексте («минорная терция» etc.), использование довольно неудобной для российского музыканта «англосаксонской» системы обозначения звуковысот (которую авторы называют «международной»), где до первой октавы обозначается как C4 (ситуация запутывается ещё и тем, что, к примеру, в MIDI-секвенсерах ‘middle C’ = C3).
Глава, посвящённая электронным средствам создания музыки, сосредоточивается, в основном, на описании электронных и электрических инструментов, не углубляясь подробно в проблемы акусматики; но, при этом, авторы «мимоходом» обнаруживают знание электроакустической и инструментальной музыки XX века.
В остальном, все разделы учебника содержат исчерпывающую информацию для ВУЗовского уровня с точки зрения сегодняшнего дня. «Музыкальная акустика» адресована не только студентам-звукорежиссёрам, но широкому кругу читателей, деятельность которых связана со звуком, особенно музыкантам всех специальностей.
Последним, на мой взгляд, необходимо как минимум проглядеть этот замечательный учебник для того, лишь, чтобы, вспоминая слова классика, ум в порядок привести.
Книга выпущена издательством «Композитор СПб». |