Пластика звука, Sound Plasticity: На главную страницу

                  

Методики

2 сентября 2007
Николай Хруст
Ирина Алдошина, Рой Приттс. «Музыкальная акустика»
     Ирина Аркадьевна Алдошина, член-корреспондент РАН, автор многочисленных статей по акустике — известная личность в мире звукорежиссуры. В прошлом году Ирина Алдошина в соавторстве со своим американским коллегой Роем Приттсом написала учебник по музыкальной акустике, весьма полно освещающий самые разнообразные аспекты этой дисциплины: историю акустики, физику и восприятие звука, акустику музыкальных инструментов и речи, акустические свойства помещений, принципы построения систем записи, передачи и воспроизведения звука, обзор электронных средств создания музыки.

     Все темы изложены систематично, сжато, информативно, простым языком, но, при этом, с учётом последних научных достижений в области музыкальной акустики.


     К числу мелких недостатков книги, никак не принижающих её значение, можно отнести некоторые явные англицизмы в тексте («минорная терция» etc.), использование довольно неудобной для российского музыканта «англосаксонской» системы обозначения звуковысот (которую авторы называют «международной»), где до первой октавы обозначается как C4 (ситуация запутывается ещё и тем, что, к примеру, в MIDI-секвенсерах ‘middle C’ = C3).

     Глава, посвящённая электронным средствам создания музыки, сосредоточивается, в основном, на описании электронных и электрических инструментов, не углубляясь подробно в проблемы акусматики; но, при этом, авторы «мимоходом» обнаруживают знание электроакустической и инструментальной музыки XX века.


     В остальном, все разделы учебника содержат исчерпывающую информацию для ВУЗовского уровня с точки зрения сегодняшнего дня. «Музыкальная акустика» адресована не только студентам-звукорежиссёрам, но широкому кругу читателей, деятельность которых связана со звуком, особенно музыкантам всех специальностей.

     Последним, на мой взгляд, необходимо как минимум проглядеть этот замечательный учебник для того, лишь, чтобы, вспоминая слова классика, ум в порядок привести.


     Книга выпущена издательством «Композитор СПб».
Николай Хруст
Carin Levine, Christina Mitropoulos-Bott
 The Technics of Flute Playing/Die Spieltechnik der Flöte



     The Technics of Flute Playing II. Piccolo, Alto and Bass Flute/

     Die Spieltechnik der Flöte. Piccolo Alt- und Bassfloöte.





     Двухтомный труд уже признанного мастера современной флейты, ученицы Ореля Николе — Кэрин Ливайн и её воспитанницы Кристины Митропулос-Ботт признаётся лучшим многими ведущими флейтистами (наряду с «Современными флейтами» П.-И. Арто (Gerard Billaudot Éditeur)). «Техники игры на флейте» дают обширный разбор практически всех известных на сегодня способах игры на этом инструменте. Систематизированность и подробная дифференциация приёмов позволяет избежать путаницы. К достоинствам книги относится её практическая направленность: передавая свой собственный опыт, авторы дают ценные указания по исполнению приёмов, описывают необходимые упражнения.

     В то же время »Die Spieltechnik«, несмотря на всеобъемлющий характер, лишена громоздкости и легко читается, что выгодно отличает её от некоторых аналогичных трудов (например, «Авангардной флейты» Т. Хауэлла (University of California press)). Особенно это важно российским читателям, не очень хорошо владеющим иностранными языками (труд выпущен издательством Bärenreiter на немецком языке с синхронным английским переводом).

     Книга изобилует примерами из произведений многочисленных композиторов (которые могут помочь при выборе нотации для тех или иных приёмов).

     Второй том, посвящённый разновидностям флейты, снабжён аудиоприложением — компакт-диском с иллюстрациями.

© Инициативная группа «Пластика звука», 2007    Последнее обновление сайта: 08.09.2010